Nocturnal Rover


Для начала небольшая мифологическая справка:
Злыдни - волшебные существа, которые являются представителями многочисленного сонма нечистой силы. В доме, в котором поселились злыдни, будут происходить постоянные неприятности, поломки вещей и пропажа предметов.

Злыдни вредят не только предметам, но и изводят растения, кошек, собак, прочих домашних животных. Неудачи, болезни и нищета преследуют семью, которая живет в таком доме. За что бы не взялись люди, к которым привязались злыдни, у них не удастся достичь успеха из-за трагических случайностей. Начиная с малого (предметов и растений) злыдни постепенно накапливают силу и начинают после вредить животным, а затем и людям.
Обычно хозяева дома не замечают злыдней, потому что со стороны бедственное положение кажется вызвано случайностями.
Одним из признаков, указывающих на наличие злыдней, является отсутствие уюта в доме, воспринимаемого на эмоциональном уровне (а не на уровне "О, какой красивый домашний интерьер и милая вазочка!"), тревожность, страшные сны. А уже потом начинается обрушение всего, чего только можно. К тому же при появлении злыдней в доме появляются крысы, клопы, тараканы, мыши и прочие вредители. При этом стоит отметить, что злыдни изводят всех домашних животных, а не только полезных вроде свиней, овец и коров (то есть, следуя логике этих преданий, если у вас дома живут мадагаскарские тараканы или декоративные крысы - напади на вас злыдни, они бы извели и их, не смотря на то, что диких пасюков, обычных тараканов-вредителей и домовых мышей эти нечистики не трогают).
Злыдни часто описываются как невидимые, но способные разговаривать существа; тем не менее, увидеть их можно (но для этого требуется или соблюдение особых условий, или желание самого злыдня показаться, или наличие определенной силы у человека - например, в малороссийских сказках и преданиях этих духов обычно видит музыкант, мельник или кузнец, а представители этих профессий еще в 19 веке считались наделенными особой силой, схожей с ведьмовской или ведьмачей). Обличье злыдней может быть разным: они могут быть округлыми нечто с меняющимися контурами, уродливыми детьми, крошечными сгорбленными старухами, маленькими женщинами без глаз и ушей, карликовыми существами, похожими на облезлую кошку, ходящую на задних лапах, обладающую крысиным хвостом, рожками, копытцами на лапах (или другими странностями), могут походить и просто на очень облезлую кошку или собаку без всяких странностей в облике.
Злыдни могут завестись в жилище, которое не охраняется домовым. Прочие причины их появления: порча на бедность, которая делается с их призванием; зависть к кому-либо, которая их привлекает (в этом случае жертвой может стать как завистник, так и тот, кому позавидовали - если зависть была не сильна и исходила от обычного человека; если же зависть сильная и подкреплена желанием навредить - то злыдни привяжутся к тому, кто вызвал эти чувства); принесение в дом порченной вещи, к которой были привязаны эти существа; воровство у колдуна сосуда, в котором были заперты злыдни, и распечатывание его; обычная порча, которая наведена на кого-то живущего в доме; отсутствие внутреннего интереса и искренней любви к дому, жизни, тем, кто живет рядом (неприятие, отвращение к хозяйству, уныние, нерадивость, желание умереть, желание не заниматься домашними делами). Впрочем, злыдней можно подцепить и чисто случайно, нарушив какой-либо запрет (например, пройдя не в том месте и не в то время или отметая сор от порога к центру жилища), или не освятив пустой дом, в котором никто не жил или прежние хозяева которого умерли.
Злыдни привязаны не сколько к дому, сколько к людям, которые в нем живут, потому при обычном переезде героям преданий и быличек не удавалось избавиться от этих существ. Избавиться от них можно было лишь хитростью (например, заманив их в какой-либо сосуд, заперев их там и избавившись от вместилища нечистиков), утопив с тяжелым предметом в проточной воде, передав другому. Если же не избавится от них, то они изведут хозяина дома и его семью. После этого злыдни оказываются привязаны к жилищу и способны привязаться к тому, кто зайдет в пустующий дом, или возьмет оттуда какую-либо вещь, или поселится в помещении, не освятив его. После обнаружения новой жертвы, злыдни вновь оказываются связаны с человеком и следуют за ним по пятам даже во время переезда или обычного путешествия.
Согласно преданиям, злыдни, если они достаточно сильны и извели уже все растения и животных, способны вселяться в человека, изменять его поведение (например, подталкивая к пьянству), управлять им.
Злыдней видят все кошки. Считается, что кошки способны охранить дом от злыдней или прогнать их, если эти существа уже завелись в доме. Злыдни кошек не любят, а поэтому стараются от них избавиться, но обычно кошка либо побеждает, либо уходит вместе с домовым. Иногда злыдни побеждают и избавляются от кошки разными методами (обычно после этого в преданиях они начинают одновременно - а не по очереди, - изводить корову и людей).
Победить злыдней можно либо хитростью, либо искренними, идущими от сердца вниманием и любовью к дому и домашним животным, либо избавившись от порчи, которая вызвала их появление, либо всякими магическими уловками.
Известно, что злыдни не любят не только кошек, но и соль.
Злыдней всегда много: встречаются цифры, указывающие на их количество и равные 5, 8, 9, 12, 13, 30 - и даже больше (чаще всего указывается число 12, но, как ясно, количество злыдней не всегда равняется дюжине). Есть белорусское предание о том, как странствующий музыкант зашел в пустующий дом, попытался растопить печь, открыл её, а после из печи на пол хлынуло полчище злыдней, которые полностью покрыли собой пол в избе. С помощи хитрости, изобразив недоумение (задав вопрос: "Вас так много, как же вы там поместились?"), музыкант заманил злыдней обратно в печь и избавился от них. Но само количество злых духов в предании равняется числу около сотни - или даже больше.
Вещи же, отнятые у злыдней, приносят несчастье (часто вещами, которые принадлежат злыдням называют ленты, браслеты, свитка или что-либо другое; считается, что с помощью таких вещей можно наводить порчу).
Описание составлено по тому, что я знаю и слышала в детстве, когда мне как раз сказки рассказывали и поясняли, что да как. Возможно, что-то я упустила, что-то не знаю по определению, кто-то знает больше, а в какой-то книге совсем другое написано.

Ну, а теперь сами сказки...

ЗЛЫДНИ НЕНАСАТНЫЕ

украинская народная сказка


Жил человек, и было у него два сына. Хозяйство вёл исправно, богатеем не слыл и бедняком себя не считал. Дожил до старости, а когда умирал, разделил всё добро меж сыновьями поровну.
Построили братья по хате, стали врозь жить. Только по-разному у них житьё пошло. У старшего, что ни год, богатство прибавляется, у младшего — убавляется. Засеет каждый своё поле. У старшего пшеница — как щетинка на щётке, колосу наклониться некуда. У младшего всходы — что волоски у старика на лысине. То у него на овец мор нападёт, то хорь кур передушит. Совсем обеднел. Иной раз сам с женой голодный сидит и детей накормить нечем. А детей у него — целая куча, мал-мала меньше.
Хорошо ещё, что он нравом лёгкий уродился, унывать не любил. Была у него утеха — скрипочка-песельница да смычок-плясун. Заиграет на ней, сразу на сердце повеселеет. И жена про нужду забудет, и дети есть не просят.
А у старшего брата всего, в доме полно, одного не хватает — детей нет как нет.
Раз повстречались братья. Богатый говорит:
— Хорошо тебе жить. Вон сколько помощников растишь. Мне бы хоть сына, хоть дочку.
— Не горюй, — бедный утешает. — Будут ещё и у тебя дети.
— Кабы по твоему слову сделалось, — вздохнул богатый, — ты бы у меня первым да самым дорогим гостем был.
И что вы думаете?! Ровно через год народился у богача сынок. Бедняк говорит жене:
— Постирай мне рубаху. А то позовёт меня брат на крестины, так пойду пускай не в новом, да в чистом.
Сколько ни ждёт, не шлёт за ним брат. На восьмой день богач крестины назначил.
— Надо к брату идти, — сказал бедняк своей жинке.
— Так ведь он тебя не звал!
— Как не звал? Звал. Год назад, когда я ему дитя напророчил. Я не набивался, его за язык не тянул. Сам он меня приглашал.
И пошёл.
Хоть и не очень-то ему старший брат обрадовался, а всё же как гостя принял, усадил за стол. Сидят, беседуют.
Тут заявился сосед-богатей. Старший младшему говорит:
— Подвинься, брат. Этого гостя на почётное место, в красный угол, посадить надо.
Подвинулся младший. А на пороге уже второй богатей. Опять подвинуться пришлось. Пошли друг за другом званые гости. А бедняку всё — подвинься да подвинься. Так что за столом ему и места не хватило. Примостился он на колоде, что у самых дверей стояла.
Гости чарку выпьют, закусывают. Стол от угощенья ломится: поросёнок жареный, гуси-куры варёные, холодец так жиром и лоснится… Да бедному брату с колоды ни до чарки, ни до еды не дотянуться.
Вышел он в сени, хлебнул воды из кадочки, вернулся, пошарил по карманам — думал, может, корочка завалялась. А выгреб горстку семечек. Вот-то хорошо! Верно, дети насыпали. Сидит, семечки лузгает, будто после доброго глотка горелки закусывает. Один богач увидел и руку протянул.
— Никак семечки грызёшь? Отсыпь и мне маленько!
Тут и другие ладонь подставляют:
— И мне! И мне!
Мигом похватали, ни одного семечка у бедняка не осталось.
Погостевал он так у богатого брата. Не солоно хлебавши домой отправился.
Идёт, покачивается, ногу за ногу заплетает, будто и вправду выпил. И песни во всё горло распевает. Пускай люди думают, что богатый брат его хорошо попотчевал.
Вернулся домой, жена спрашивает:
— Как погостевал? Как тебя братец встречал-провожал?
— Лучше и не надо! — отвечает. — И наугощался, и напелся, и наплясался вволю. А вы тут, бедняжки, веселья не видели. Дайте хоть я вас повеселю.
Снял со стены свою скрипочку-песельницу, повёл по струнам смычком-плясуном. Да так заиграл, что, вот право слово, окажись вы в той хате, и вы бы в пляс пустились.
Жена бедняка руки в бока упёрла и пошла выступать, ровно пава. А дети и притопывают, и прихлопывают, и приплясывают, и присвистывают. Так вся хата ходуном и ходит. Битые стёкла в оконницах позванивают, побелка со стен сыплется.
Играет бедняк и удивляется:
— Боже ж мой, сколько у меня детей! Хотя постой, постой!. Химка да Хомка. Ненилка да Гаврилко, Параська да Стаська, да Иванко, да Степанко. Вот и всего. А тут… Ну-ка посчитаю: это моё… это моё… А это? Фу ты, так перед глазами и мелькают! Побей меня гром, это не моё. Вот опять мой, а вон те два опять не мои. Откуда же они взялись на мою голову?!
Протянул руку, схватил одного. Да так и отшатнулся — худое оно, малесенькое да зубастое.
— Вы кто такие?
А оно и отвечает писклявым голосом:
— Злыдни мы твои.
«Вот оно что! — думает бедняк. — Так это злыдни ненасытные всё моё хозяйство сглодали. Скоро, гляди, и до хозяев доберутся прожоры зубастые!»
— Где же вы живёте? — спрашивает.
— Как где? В подпечке.
— И хорошо вам живётся?
— Какое хорошо!.. В тесноте да в обиде. Смотри, сколько нас развелось.
А хотите, я вам просторное жильё сделаю?
— Хотим, хотим! — запищали злыдни из всех углов.
Прикатил бедняк большую бочку, что под стрехой стояла для дождевой воды, и говорит:
— Вот вам дом.
Как увидели злыдни бочку, так и полезли туда. Да каждый спешит, толкается, чтобы место занять получше. Грызню меж собой подняли.
Бедняк подождал, пока последний злыдень в бочку забрался, поставил её стоймя, вколотил днище да обруч покрепче набил. Потом отвёз бочку подальше и сбросил в овраг.
С того дня всё в хозяйстве на лад пошло. Одна тощая коровенка была, а двух хороших тёлочек принесла. Овцы тоже двойнями да тройнями плодятся. Птицы домашней развелось — не сосчитать. И урожай — на загляденье, что в поле, что в огороде.
А богатый брат видит всё и покой потерял.
«Зачем такое бедняку?! Он ведь к бедности своей привык, жил, веселился. А теперь до того дошло, что со мной в хозяйстве сравнялся. Каково это мне? От людей стыдно!»
Вот он и отправился к брату, будто невзначай, будто мимо шёл.
— Обрадовал ты меня, братец родимый! Расскажи, как тебе такое счастье привалило?
Младший брат ему спроста и выложил всё как есть.
— Так и так, — говорит, — злыдни у меня завелись было, а я их в бочку заколотил.
— И где же та бочка?
— Да в овраг сбросил.
— Ну и ладно. Живи себе, поживай, — говорит старший, а сам усмехается.
Прямо от брата пошёл богач к оврагу. Смотрит, и вправду лежит бочка. А в ней что-то шуршит, что-то стучит, что-то пищит — видно, злыдни хотят на волю выбраться.
Богач взял да и вышиб дно у бочки. Выскочили злыдни, худющие да голодные. Он им и говорит:
— Бегите скорее к брату!
— Э, нет! — злыдни отвечают. — У него нам плохо жилось. В голоде да в холоде сидели.
— Да теперь у него столько всего, что будь вас в десять раз больше, и то на всех хватит.
— Всё равно не пойдём. Он хитрый, нас в бочку заманил. Лучше мы у тебя жить станем. У тебя печка большая и подпечек просторный.
Испугался богач, бросился бежать. Да разве от злыдней убежишь?! Поцеплялись, как репяхи, за свитку, в чоботы набились, на плечи уселись, за пазуху забрались.
Как ни отбивался богач, поселились злыдни у него в хате. Что было добра, всё сожрали. Всего в хозяйстве нехватка, только бед несчастий вдоволь.
Не раз и не два старший брат вспоминал, что слыхал от людей: «Не желай другому, чего себе не хочешь!»
Вспоминал, да поздно.

ЗЛЫДНИ

украинская народная сказка


На краю одной слободы, как раз у степи, жили два брата: богатый и бедный. Вот бедный пришел раз к богатому и уселся к нему за стол. А богатый его прогоняет.
- Убирайся, - говорит, - прочь от стола: лучше ступай на ток да грачей отгоняй?
Пошел бедный брат и давай их гонять. Грачи улетели, а один коршун то слетит, то опять сядет. Уморился уже бедняк, гоняючись, и давай его ругать. А коршун и говорит:
- Не жить тебе в этой слободе, не будет тебе тут счастья-доли, ступай лучше в другую слободу.
Воротился бедняк домой, собрал ребят, жену, взял кое-какую одежонку и пожитки и потащился в другую слободу, перекинув через плечо баклажку. Идут они, идут по дороге, а злыдни (они как пузырьки на воде или вроде того) как уцепились за мужика и говорят:
- Куда это ты нас несешь? Мы от тебя не отстанем, ведь ты наш.
Вот захотелось детворе пить, мужик и свернул к речке. Набрал воды, а потом взял запихнул злыдней в баклагу, заткнул затычкой и закопал их вместе с водой на берегу.
Пошли они дальше. Идут и идут, видят - стоит слободка, а на краю ее пустая хата, - люди с голоду померли. Они и пошли туда жить. Вот сидят они раз в хате и слышат, кто-то с чердака кричит: “Ссади! Ссади!” Вышел хозяин в сени, взял бечевку и полез на чердак. Глядь - сидит козленочек с рожками (а то был чертик, не в хате будь помянут). Мужик взял привязал козлёночка за рога бечевкой и хотел его потихоньку спустить вниз. Только донес его до лестницы, а в сени так и посыпались деньги. Слез хозяин и давай их собирать и набрал их целых две кринки.
Вот передает хозяин через людей своему брату, чтобы тот шел к нему жить. Услыхал брат и думает:
“Должно быть, есть ему нечего, что меня зовет”. Велел он напечь паляниц и пошел. Услыхал по дороге, что брат его разбогател, и жалко стало ему нести паляницы: взял он их и закопал в глинище. Приходит, а брат ему и показывает сундук с деньгами, а потом и второй. Зависть разобрала богача. А брат ему я говорит:
- У меня есть еще деньги, закопаны в баклаге, возле речки; коли хочешь, возьми.
Тот и гостевать не захотел, поскорей к речке и - за баклагу! Только ототкнул ее, а злыдни и выскочили, да так в него и вцепились.
- Ты - наш, наш! - говорят.
Приходит он домой, смотрит - а все его богатство, какое было, погорело и, где хата стояла, осталось одно только пепелище. Стал он тогда вместе с злыднями жить в землянке, где жил прежде его бедный брат.

МЕЛЬНИК И ЗЛЫДНИ

украинская народная сказка


Жил в каком-то селе мужик, такой бедный, что часто, бывало, и поесть нечего и маленьким его детям, и ему с женой. Работать он не ленился, трудился с самого утра до позднего вечера, а все что-то не ладилось. Бьется он как рыба об лед, никак из нужды вылезти не может.
"Что за причина? Почему я никак из нужды не вылезу?" — думает бедняк.
А причина этому была такая: поселились у него в хате под печкой злыдни и во всем ему мешали.
За что мужик ни возьмется — все злыдни портят, всякие пакости придумывают, всякий вред ему наносят: то пшеницу сгноят, то волов уморят, то в огород чужих свиней впустят.
Как-то раз под праздник раздобыл бедняк кусок сала да краюшку хлеба и стал кормить своих ребят.
А был он музыкант — любил на скрипке играть. И так хорошо играл, что заслушаться было можно.
Вот после ужина взял он скрипку и стал играть. Как услышали дети музыку, вскочили все — руки в боки и давай танцевать!
Танцуют дети, а отец смотрит на них, радуется. Глядь — вместе с ними танцуют какие-то человечки: уродливые, маленькие, ручки длинные, шейки тоненькие, мордочки гадкие, злобные. И так их много, что и не сочтешь.
Догадался бедняк, что это злыдни. Отложил он скрипку в сторону, а злыдни всей гурьбой бросились под печку. Толкались, толкались—спрятались.
Вот бедняк и догадался сразу, как от них избавиться. Как забрались злыдни под печь, он и спрашивает их:
— Может, вам под печью тесно, неудобно сидеть?
А злыдни ему в ответ:
— Нет, не плохо! Нам хорошо! Удобно! Мы всюду можем поместиться!
Достал бедняк свой рожок, понюхал табаку да и говорит:
— А в этот рожок поместитесь?
— Поместимся! — отзываются злыдни.
— А ну посмотрим, как вы поместитесь! — сказал мужик да и опустил открытый рожок пониже.
— Ну, где вы все?
А голоса уж из рожка слышатся:
— Вот мы все в твоем рожке!
— А под печкой остался кто?
— Никого нет! Все в рожке! Все!
А мужику только того и надо. Закрыл он покрепче свой рожок, потом пошел к заброшенной мельнице и засунул рожок под тяжелый жернов:
— Оставайтесь тут навсегда, не нужны вы мне!
Да и вернулся домой.
И с того дня сразу стало бедняку хорошо: что ни задумает — все ему удается, во всем ему удача. Появился у него достаток, перестали его дети голодать. Завел он волов, свиней. Смотрят на него люди, сами дивятся.
А в том же селе жил другой мужик, богатый — богаче его во всем селе никого не было. И был он такой завистливый, что второго такого и не сыщешь! Очень ему было досадно, если кто другой не нуждался, на поклон к нему не шел.
Проведал он, что бедняк от нужды избавился, ровней ему стал, и так озлобился, что и не расскажешь!
Долго богатей отгадывал да раздумывал, как это разжился мужик-горемыка, но не мог отгадать, не мог додуматься.
Вот пошел он как-то к бедняку и стал с разными шутками да прибаутками выведывать у него, отчего тот стал в таком достатке жить.
— Да вот работаю рук не покладая, оттого и живу хорошо!
— Ну, а прежде разве меньше работал?
— Не меньше, да злыдни мешали: в избе у меня поселились, все дела портили, во все лезли. Хорошо, догадался я избавиться от них!
— Как догадался-то? Как избавился?
— Да вот заманил их в рожок, закрыл крепко-накрепко и засунул этот рожок со злыднями под жернов на заброшенной мельнице.
— Вот оно что! — говорит богатый.— Ну, прощай, мне домой пора!
Попрощался и ушел. Да не домой пошел, а прямо на ту заброшенную мельницу. Пришел, нашел жернов, под который бедняк свой рожок засунул, приподнял его и достал рожок. Открыл крышку и говорит:
— А ну, злыдни, выходите на волю! Идите к своему хозяину! Он по вас соскучился.
Думал богач, что злыдни так и бросятся назад к бедняку.
А злыдни пищат:
— Ну нет! Не пойдем мы к нему! Боимся. Он опять какую-нибудь хитрость придумает. Того и гляди, совсем нас погубит, со свету сживет!.. Ты нас избавил, ты нас на волю выпустил — к тебе в хату и пойдем: ты добрый!
— Э! — закричал богач.— На что вы мне нужны! Не хочу!.. Не возьму вас к себе в хату! Прочь от меня убирайтесь!
Куда там! Все злыдни разом кинулись к богатею-завистнику, обхватили его крепко со всех сторон, уцепились — и не оторвешь! Скидывал он злыдней, скидывал, да не мог скинуть, не мог освободиться — так и пошел со злыднями домой.
Вошел в хату — злыдни соскочили с него и разбежались, спрятались кто куда. Да так спрятались, что и не найдешь! И стали злыдни с того дня жить у богатого. И пропало все его богатство: волы да коровы стали дохнуть, коней украли, пропали овцы и свиньи, хлеб перестал родиться. А потом сгорела у него и хата, и двор сгорел. И стал завистливый богач нищим.

ЗЛЫДНИ И ИВАН

Русская народная сказка


Жили два брата — убогий и богатый. Убогий наловил рыбы и понес на поклон к богатому.
— Славная рыбка! — сказал тот. — Спасибо, брат, спасибо.
И только-то! Ничего не дал на бедность и даже к себе на обед не позвал.
Взгрустнулось убогому, повесил он голову и пошел со двора.
По дороге повстречался ему старичок.
— Что ты, детинушка, такой невеселый?
Бедняк рассказал свое горе.
— Что ж, — сказал старик, — спасибо — дело великое. Продай мне его, коли не жалко, мужичок.
— Чего ж тут продавать? Бери, пожалуй, даром.
— Так спасибо мое! — молвил старик, сунул мужику мошну в руки — и тут же с глаз пропал.
Бедняк смотрит — полна мошна золота!
Радехонек воротился к жене, купил себе новый дом и живо перебрался на новоселье, а старую избушку запер и заколотил наглухо.
Теперь уже богатый брат на счастливца с завистью поглядывал да шапку ломал при встрече.
Как-то разговорился недавний бедняк с женой про свое прежнее убогое житье-бытье.
— Неладно, Иван, — говорит баба, — что мы покинули в старой избушке свои жернова, ведь они нас кормили при бедности, а теперь, как не надобны стали, мы и забыли про них.
— Правда твоя, — отвечал Иван и поехал за жерновами.
Видит — покинутое жилье полынью поросло. И слышатся ему голоса из ветхой избушки:
— Злодей Иван! Стал богат — нас покинул, запер тут на долгую муку. Сколько можно терпеть?
— Да вы кто такие? — спрашивает Иван. — Я вас совсем не знаю.
— Не знаешь?! Видно, забыл нашу верную службу. Мы — твои злыдни!
— Бог с вами, мне вас не надобно!
— Нет, мы от тебя теперь не отстанем!
"Черта лысого вам!" — думает Иван, а вслух говорит:
— Хорошо, возьму вас к себе, только с тем уговором, чтобы вы донесли жернова на своих плечах.
Привязал тяжелые жернова покрепче к злыдням и заставил их идти впереди себя. Надо было переходить глубокую реку по мосту; мужик собрался с силами, да как толканет — и пошли злыдни ко дну, будто каменные! А мужик воротился к жене, и жили они счастливо и богато до самой смерти.

БЫЛИЧКА О ЗЛЫДНЯХ И ДВУХ БРАТЬЯХ


Жили-были два брата. Старший богатый, а младший бедный. И сколько младший ни работал, сколько ни старался выбиться из нужды, ничего у него не получалось. Посеет пшеницу — засуха погубит посевы, задумает разводить птицу — коршун перетаскает цыплят, купит корову — та заболеет и погибнет. Возвращался бедный брат с женой из гостей домой. Идут они и поют. Вдруг слышит — им третий голос подпевает. Он и говорит жене: «Что это такое? Нас двое, а третий голос слышно». Он спрашивает: «Кто это?» И голос отвечает: «Мы — твои Злыдни, оттого ты такой и бедный». Он тотчас их увидел и давай бить. Побил, отволок в трясину, утопил и сверху колом заткнул. И с той поры дела у бедного брата пошли на поправку, а через некоторое время он так разбогател, что стал ему богатый брат завидовать. «Отчего это младший брат так разбогател? Видно, нашел большой клад, — думал старший. — Как бы мне узнать, где он его прячет?» Шел как-то старший брат мимо дома младшего, а там недалеко была трясина, в которой младший утопил своих Злыдней. Видит старший брат, что из трясины кол торчит, и думает: «Видно, брат в болоте свое богатство прячет, а для приметы кол в этом месте воткнул». Вытащил старший брат кол, Злыдни выскочили из трясины и запищали: «Спасибо, добрый человек, что ты помог нам отсюда выбраться. Теперь мы тебя не оставим». Прицепились Злыдни к старшему брату, и вскоре он стал еще беднее, чем был младший.

CREDITS


1. Иллюстрация от Валерия Славука (Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак / рэд. Г.П.Пашкоў; маст. В.П.Славук. – Мінск: Беларус.Энцыкл. імя П.Броўкі, 2008. – 216 с.; рисунок со страницы 53).

2. Сказка "Злыдни ненасытные" (сайт "Сетевая библиотека сказок").

3. Сказка "Злыдни" (skazki.su).

4. Сказка "Мельник и злыдни" - по крайней мере, именно под таким названием она мне встречалась в сборнике сказок; на ресурсе Энциклопедия сказок "Три медведя" она представлена под простым названием - "Про злыдней".

5. Сказка "Злыдни и Иван" (сайт "Русская история").

6. Быличка о злыднях и двух братьях ("Мифы русского народа"; Е. Леквиевская; Москва, Астрель, АСТ, 2000).

@темы: шмагия, славянская мифология, сказки и истории, легенды и предания, злыдни